14 мая Волгоградская областная библиотека для молодежи побывала в гостях у учащихся МОУ «Гимназия № 17». Школьники отправились в увлекательное этнопутешествие «Терпи, казак…».
Жизнь Войска Донского и донских казаков хорошо изучена с точки зрения их ратных подвигов. А вот то, какие традиции и нравы царили в казачьих семьях, во что верили казачки, какие приметы сопровождали взросление малыша, как обращались с новорождёнными и многое другое – не так широко известно.
Люди прошлого не старались обучать детей разным наукам, а прививали им навыки, необходимые в повседневной жизни. Так было и у казаков. С малых лет казачат учили не только сеять и пахать, но и воевать. А из девочек растили верных жен и заботливых матерей, которые в час опасности могут встретить врага с оружием в руках.
Школьники узнали, что кричит бабка-повитуха, принимая роды, на вопрос: «Кто родился?». Что означают, при рождении ребенка, слова: конь и шифоньер? И что значит, как говорят казаки, «доделать» новорожденных.
Слушатели познакомились с традициями и обрядами крещения малышей. Узнали, какие существовали поверья при кормлении младенца грудным молоком, на что обращали серьезное внимание при воспитании мальчиков и девочек.
Изучение воинской науки не мешало казачатам наравне с взрослыми выполнять полевые работы, ухаживать за скотом, охотиться, ходить на рыбалку. Труд был важной частью быта станичников, ведь для воинской службы они за собственные деньги покупали коня и оружие.
Девочек начинали приучать к труду рано. В 4 года казачки работали в саду и кормили домашнюю птицу, а с пяти начинали шить, вышивать и вязать. В семилетнем возрасте девочки отвечали за чистоту на подворье, обрабатывали огород, учились готовить и присматривали за младшими детьми. Шестилетняя девочка уже была настоящей помощницей в доме, её даже могли отдать в няньки в чужую семью, где не было старших дочерей.
Поговорили о роли крестных в воспитании казачьих детей. Сегодня эта «должность» номинальная, но в казачьих семьях крестный – звание ответственное и почетное.
|