30 сентября в Волгоградской областной библиотеке для молодежи» состоялся межрегиональный семинар «Инклюзивная библиотека для молодого читателя» для библиотечных работников г. Волгограда, Волгоградской области и других регионов России.
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) число инвалидов достигает около 13% от всего населения земного шара. В России, по официальным статистическим данным, число инвалидов сегодня более 12 миллионов человек.
Именно поэтому в обществе сегодня очень остро стоит вопрос о максимальной интеграции, адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Обслуживание людей с ОВЗ является неотъемлемой частью деятельности любой библиотеки. При этом роль библиотек, работающих с молодыми читателями, как открытых площадок равных возможностей, очень важна. С юного возраста людям с ограниченными возможностями здоровья важно быть социально-активными, иметь возможность общаться со сверстниками без ограничений, в комфортной обстановке, адаптироваться к полноценной жизни в обществе, реализовать свой интеллектуальный, творческий потенциал и т.д. Все это может дать подросткам и молодым людям библиотека.
Участники семинара познакомились с успешным опытом работы библиотек России, в которых создается «доступная среда», реализуются инклюзивные проекты и практики для молодых читателей.
Свой опыт работы с молодыми читателями по теме семинара очно и в режиме онлайн представили библиотечные специалисты из разных регионов России.
Открыла работу семинара с приветственным словом директор ГКУКВО «Волгоградская областная библиотека для молодежи» Пяткина Елена Владимировна.
Карпова Евгения Павловна, заведующая методическим отделом Волгоградской областной библиотеки для молодежи, представила участникам семинара презентацию «Инклюзивная библиотека. Какая она?» – обозначила, что включает в себя понятие «доступная среда» в библиотеке и познакомила аудиторию с основными направлениями инклюзивной социокультурной деятельности библиотек на примере инклюзивных проектов и практик библиотек России.
О том, как можно развивать творческие способности детей и подростков с ОВЗ через мультипликацию на примере работы инклюзивной детской студии «МУЛЬТИварка» в режиме онлайн рассказала участникам семинара Зиненкова Светлана Алексеевна, библиотекарь группы работы с пользователями с ОВЗ ГКУК «Пензенская областная библиотека для детей и юношества».
Лобырева Оксана Сергеевна, заведующая Центром адаптивной культуры МБУК «Центральная городская библиотека» г. Нижний Тагил, в режиме онлайн-выступления познакомила участников семинара с основными направлениями работы Центра и социально-ориентированными проектами библиотеки, среди которых: интернет-радио «РазноЧтения», инклюзивная студия «Театр за столом», пешеходные тифлоэкскурсии, инклюзивный кинозал «Кино для всех», проект для молодежи «вМесто» и многое другое.
О работе творческой инклюзивной лаборатории «Планета Вилли» в режиме онлайн подробно рассказала участникам семинара Хохлова Екатерина Вячеславовна, главный специалист по связям с общественностью ГБУК «Свердловская областная библиотека для детей и молодежи им. В.П. Крапивина». Екатерина Вячеславовна представила наиболее яркие события в рамках лаборатории, и ее участников.
С таким востребованным и эффективным инструментом библиотечной инклюзии, как инклюзивные экскурсии, познакомила участников семинара в режиме онлайн Скочко Дарья Дмитриевна, библиотекарь отдела для незрячих и слабовидящих ЦГБ им. Л.Н. Толстого ГБУК г. Севастополя «Региональная информационная библиотечная система». Дарья Дмитриевна рассказала о реализации проекта «Севастополь: 4 чувства», который включает в себя проведение иммерсивных экскурсий по художественному музею «4 чувства» и инклюзивные пешеходные экскурсии «Влюбиться в Севастополь за 80 минут» и «Непарадный Севастополь».
Блок онлайн-выступлений завершила Наумова Юлия Николаевна, советник директора по развитию социального и инклюзивного направления, руководитель Лаборатории инклюзивных и социальных практик ФГБУК «Российская государственная библиотека для молодежи» г. Москва. Юлия Николаевна рассказала о том, как в РГБМ реализуется концепция «доступной среды» и познакомила с инклюзивными проектами библиотеки, среди которых: лекторий «Инклюзивная лаборатория», Клуб русского языка для глухих и слабослышащих, инклюзивные встречи с участием незрячих и слабовидящих в Литературном клубе, проект «Развитие лидерских качеств среди подростков и молодежи с инвалидностью» и др.
В работе семинара в очном формате приняла участие Гуменюк София Борисовна, ведущий библиотекарь библиотеки «Семеновская» МЦБС им. М.Ю. Лермонтова, Санкт-Петербург. София Борисовна на примере реализации проекта «TeenZine» рассказала участникам семинара о том, как сделать самиздатовский журнал с детьми с ОВЗ. Волгоградские библиотекари с большим интересом познакомились с работами участников проекта – один из зинов София Борисовна привезла с собой и продемонстрировала участникам семинара. Также волгоградские библиотекари получили в подарок несколько экземпляров методических рекомендаций по созданию зина.
С инновационными инклюзивными молодежными проектами в виртуальной среде за 2020 – 2022 года познакомила участников семинара Пряникова Наталья Владимировна, заведующая отделом обслуживания ГКУКВО «Волгоградская областная специальная библиотека для слепых». Это творческий вечер самодеятельных поэтов «Послушайте!», творческий онлайн-марафон «Большое видится на расстоянье...», праздники читательских удовольствий «Кофе-брейк» и «Чайная церемония» и многие другие.
С опытом реализации проекта «Инклюзивная творческая лаборатория «ОКНА НАСТЕЖЬ»» Волгоградской областной библиотеки для молодежи познакомила участников семинара Халыпенко Елена Борисовна, заведующая отделом молодежных программ ГКУКВО «Волгоградская областная библиотека для молодежи». Елена Борисовна подробно рассказала об инклюзивных мастер-классах, тренингах, концертах и праздниках, которые состоялись в библиотеке в рамках проекта.
Завершилась программа семинара выступлением Ковалевой Полины Сергеевны, психолога, методиста ГКУКВО «Волгоградская областная библиотека для молодежи». Она рассказала участникам семинара о том, как работает такой способ реабилитации и абилитации инвалидов, как арт-терапия, и познакомила аудиторию с некоторыми арт-терапевтическими техниками.
Инклюзивные проекты и практики в библиотеке нужны всем участникам – как людям с ОВЗ, так и без ограничений здоровья. Первым – чтобы выйти из социальной изоляции, вторым – чтобы избавиться от стереотипов, преодолеть психологические барьеры в общении – такой вывод сделали все участники семинара. Именно разрушение психологических барьеров позволит инклюзии стать общекультурным явлением, и библиотеки сегодня ведут самую активную работу в этом направлении.
|