Потемкин А. СОЛО МОНО. Путешествие сознания пораженца / Александр Потемкин. – Москва : ПоРог, 2017.
Движение нашей цивилизации к своему будущему становится темой повествования в романе Александра Потемкина «Соло Моно». Такая научно-философская фантастика современного формата. Молодые поймут ее лучше, чем воспитанные классической литературой читатели. Но и те и другие окунутся в крайне интересные, пронизанные новизной, хотя и крайне радикальные воззрения полубезумного героя-отшельника. Главный герой романа – Федор Михайлович Махоркин, социальный аутсайдер и провинциальный гений, убеждён в том, что современный человек исчерпал себя и ему на смену должен прийти новый вид – Соло Моно. Он будет обладать совершенными физическими данными, повышенным интеллектом и сможет решать научные и духовные сверхзадачи, недоступные нынешним людям. Это будет человек сверхразума, очищенный от пороков бездуховности. Махоркин – не просто мыслитель, он владеет уникальной технологией по созданию сверхчеловека. Чтобы реализовать свой план, герой отправляется в путешествие по России.
Писатель Александр Потемкин уже второе десятилетие разрабатывает эту тему, рассматривая ее в разных аспектах. Его идеальный герой всегда аскет, сознательно отрешившийся от материальных и плотских удовольствий. Занимая маргинальную нишу житейского изгоя, он переходит в существование чистого разума, производя глубокие и нестандартные интеллектуальные открытия и приобщая читателя к новому уровню осмысления мира.
Роман затрагивает актуальные проблемы современности – антропологичесий кризис нашей цивилизации, возможность генетической модификации человека, опасность искусственного интеллекта. Роман многослоен, в нем много пластов восприятия: от любования первозданной природой тайги до коварства детективных поворотов сюжета, от рассуждений о неизбежной гибели Евросоюза до проникновения в тайны творчества Сальвадора Дали. Любитель умной литературы, несомненно, будет рад этой книге.
«Собственно, роман Александра Потёмкина – это тоже картина Дали в слове. Бесконечное путешествие в себе героя романа, как и в истории человеческих интеллектуальных открытий, смотрятся примерно так же, как оплавленное, текучее время на фоне пустынного, голого пейзажа в работе Постоянство памяти. Привычный порядок разрушен. Очевидное становится невероятным. И наоборот».
Капитолина Кокшенева,
литературный и театральный критик, доктор филологических наук |