21 мая в Волгоградской областной библиотеке для молодежи прошла лекция "Славянские мифы". Мероприятие приурочено ко Дню славянской письменности и культуры.
На лекции собрались представители совершенно разных профессий и возрастов, однако всех интересовало прошлое России, культурное наследие, а также вопросы этнологии и источников.
Лекция изначально ставила цель - открыть слушателям неоднозначные, спорные и запутанные вопросы славистики. И вышло так, что практически вся отечественная славистика из них состоит.
Вначале гости узнали, о родине славян, Полесской неизменности, об устаревшей в научных кругах теории о родстве с венедами, а также об источниках. Оказалось, что Повесть временных лет хороша как литературный памятник. Ведь с исторической точки зрения она представляет из себя условно-выделяемый документ.
Разобравшись с источниками, перешли непосредственно в к мифам. Важной задачей лектора было показать разницу между божеством и персонификацией, объяснить путь Велеса и Перуна из Индо-иранской среды в славянскую, а также развеять слухи о киевском пятибожии.
Отдельным блоком лекции стало неоязычество и квазифолькорные персонажи. Так, кот Баюн - продукт ранне-советской культуры, а бытующие в народе представления о предках с молочно-белыми волосами - всего лишь художественный образ. Говорили также о родоначальниках славистики - академиках Рыбакове и Шахматове, о парадоксальном сплетении язычества и кришнаитства в 70-е, о спорных вопросах языка, обрядов и терминологий.
Закончилась лекция обзором неоязыческих фейков, в которые угодила "Велесова книга" и "Буквица".
Строгий академизм, на первый взгляд, оказался прост для слушателей. Некоторые темы спровоцировали вопросы и оставили место для дальнейших дискуссий.
|